Автор разработал методологические положения на основе которых провел анализ главных направлений эволюции психики живых организмов, при этом, установил момент возникновения психики живых организмов. В настоящем отзыве рассмотрен этот момент.
Говорят, что Декарт (1596 — 1650) из всех живых организмов наделял психикой только человека, а все остальные организмы считал бездушными автоматами. Автор обсуждаемой статьи, на основе анализа результатов исследований, опубликованных в научной литературе, опустил планку границы психики до уровня одноклеточных амеб. Эта граница определена тем, что амебы живут в среде «вещно оформленных объектов», а более простые одноклеточные живут в гомогенной (без предметной) среде, что по мнению, высказанному Леонтьевым и разделяемому Хватовым, препятствует появлению психики.
Вместе с тем, доказательство Хватовым того факта, что одноклеточные организмы обладают психикой имеет принципиальное значение ,так как в этом случае:
1.Мозг не является субстратом психики.
2.Субстрат психики находится внутри живой клетки.
Автор определяет два уровня ориентации субъекта:
«– на физиологическом уровне обеспечиваются ориентация субъекта внутри собственного организма и координация работы подсистем внутри организма, хотя для этого могут использоваться и стимулы, поступающие из внешней среды;
– на психическим уровне происходит ориентация субъекта в такой системе, в которой он сам и его организм являются лишь одним из множества элементов – системе связей с объектами внешнего мира».
В жизни живого организма существует момент, когда два этих уровня сходятся в одной точке — это момент утоления ощущения голода. Здесь психика (ощущение голода) нейтрализуется физиологией (потреблением пищи). На молекулярном уровне этот процесс описан Жакобом и Моно на примере перехода питания одноклеточной кишечной палочки с глюкозы на лактозу при дефиците в окружающей среде глюкозы. Если предположить, что при дефиците глюкозы кишечная палочка ощущает голод, не наблюдаемый исследователем, и отвечает на него, наблюдаемыми исследователем, молекулярными процессами, то можно обнаружить единый источник «голода -ответа». Этим источником «голода — ответа» является хромосома кишечной палочки, что указывает на хромосому как на субстрат психики, в котором очевидно индуктируется ощущение голода и который отвечает на него поведением.
Леонтьев считал среду обитания прокариот беспредметной (гомогенной), что является для Хватова затруднением для признание существования психики у прокариот, в связи с чем он заменяет термин «предмет» на термин «вещно оформленный объект» и настаивает на том, что именно в среде «вещно оформленных объектов» появляются амебы — первые носители психики. Но Леонтьев предложил мощный инструмент в виде «чувственной ткани образа», объединяющий многие гипотезы о природе психики с молекулярной биологией. Так, например, природа психики в настоящее время широко обсуждается в англоязычной литературе в связи с термином и понятием «квалиа» родственным понятию «чувственная ткань образа».
Термин и понятие «квалиа» введен американским философом К.И. Льюисом в 1929г., применяется в англоязычной научной литературе и, строго говоря, на русский язык переводится как «ощущение», однако, между ними имеются различия. В связи с тем, что «квалиа» – «ощущения» не наблюдаемые и их природа не выяснена, то точные научные определения термина «квалиа» средствами языка затруднены и вокруг этих определений ведутся дискуссии.
Проблема определения любого предмета термином состоит в том, что средствами языка термины определяются через другие термины: «автомобиль состоит из колес и мотора». Но непонятно из чего состоят «квалиа» – «ощущения», поэтому философы предприняли попытку структурировать ощущения в отрыве от вещей: «для ощущения красных вещей в мозге субъекта имеется краснота», при этом «красные вещи» находятся вне организма ощущающего субъекта, а «краснота», как «квалиа» – «ощущения», находится в организме субъекта. Для ощущения различных свойств вещей (красного, длинного, сладкого и пр.) в мозге животных имеются соответствующие «квалии» (краснота, длиннота, сладкота и пр.). Т. е. «квалиа»—это структурные элементы чувственного опыта (ощущения), которые каким то образом существуют в мозге животных и из которых складывается образ предмета при отражении предмета на «квалиях».
Независимо от К.И. Льюиса, Леонтьвым А.Н. В 1977г. введено в психологию близкое по смыслу понятие «чувственная ткань образа» , которая также как «квалиа» каким то образом существует в мозге животного, не наблюдаемая, и, при отражении на ней предмета, индивид ощущает предмет. В отличие от «квалиа» «чувственная ткань образа» структурирована и состоит из «значения» и «смысла». « Значение» это то, что субъект ощущает, а «смысл» это то, что субъект понимает (ощущает) под ощущаемым «значением». Например, человек, не знающий, что такое мобильник понимает его, как коробочку с окошком и кнопочками, а знающий человек понимает, что это мобильный телефон, хотя оба ощущают одни и те же признаки предмета: форму, цвет, текстуру, вес, размеры (одни и те же «квалии»). Не трудно заметить, что «значение» Леонтьва А.Н. состоит из «квалиа» К.И. Льюиса. Примечательно, что англоязычными философами широко обсуждается «квалиа» и не обсуждается «чувственная ткань образа». (В чем причина?).
В 1953г Уотсоном и Криком описана структура молекулы ДНК, а в 1961г Жакобом и Моно описан молекулярный механизм возникновения в организме кишечной палочки потребности в лактозе, а также молекулярный механизм удовлетворения этой потребности. Потребность кишечной палочки в лактозе возникает при отсутствии в окружающей среде глюкозы и удовлетворяется изменением химической деятельности хромосомы путем создания новых белков по своей генетической памяти. В этой химической деятельности хромосомы прямых признаков чувственного опыта (квалии – ощущения) хромосомы не обнаруживается, однако, видно, что кишечная палочка предпочитает глюкозу другим сахарам и это предпочтение записано в операторах генов хромосомы в виде химического механизма выбора сахара самой лучшей «вкусноты» из числа сахаров, имеющихся в окружающей среде. Этот механизм создан естественным отбором и определяется нужной последовательностью нуклеотидов в операторах генов сахаров, которая, с точки зрения химической структуры молекулы ДНК, может быть любой, но для данной «вкусноты» является определенной. Это означает, что «вкуснота — квалиа» сахара может содержаться в последовательности нуклеотидов оператора генного локуса, а так как «вкуснота» это «квалиа» Льюиса, то оператор это «значение» Леонтьева и, следовательно, структурный ген это «смысл» Леонтьева.
Ген хромосомы существует в двух состояниях активном и пассивном. Активное состояние гена соответствует моменту отражения геном предмета окружающей среды. В этом состоянии предмет (например молекула лактозы) индуктирует присоединение к оператору гена полимеразы, которая считывает (синтезирует) молекулу РНК, при этом полимераза воздействует на нуклеотиды молекулы ДНК, подвергая деформации химические связи атомов из которых состоят нуклеотиды.
Аналогично гену, «квалиа», «значение» и «смысл» могут находиться в активном и пассивном состоянии. Активное состояние «квалии», «значения» и «смысла» также соответствует моменту отражения ими предмета, а, следовательно можно предполагать, что «квалиа» это химические связи между атомами молекулы ДНК, при этом «значение» это химические связи между атомами оператора, а «смысл» это химические связи между атомами структурного гена.
И наконец, вслед за Чуприковой, Хватов рассматривает психику «как инструмент регуляции поведения субъекта». Далее автор акцентирует внимание на том, что психика появилась после возникновения поведения, т. е. поведение первично, а психика вторична. «Следовательно, событием, повлекшим за собой появление психики, явилось возникновение поведения как специфической формы жизнедеятельности». В связи с этим хочу отметить, что Велихов, Зинченко и Лекторский (1988г) показали, что в живых организмах чувственная ткань образа трансформируется в живое движение. Это означает, что поведение живых организмов не может возникнуть раньше психики. В то же время в организме многоклеточных животных, имеющих нервную систему, ощущения (психический процесс, транскрипции хромосомы), при обучении, фиксируются в мембранах нейронных сетей в виде встраиваемых в них белков — рецепторов, образуя условные рефлексы, которые в дальнейшем осуществляют типичное живое движение по типичным сигналам органов чувств, что создает ошибочное впечатление первичности поведения (первичности «физических мозговых процессов») и вторичности психических процессов.
Маркевич Б.Н., с.Панфилово, 30 03 2012г.