В своей статье автор представил историю и будущее человека как восхождение к вершинам духовности, избавление от природного начала с целью достижения Царства небесного. Для меня, как для человека ценящего сам процесс жизни, эти формулировки вполне приемлемы, хотя бы потому, что Царство небесное еще далеко и процесс жизни прекратится еще не скоро – на мою жизнь жизни хватит.
Самый большой интерес у меня вызывает механизм восхождения человека к вершинам духовности. В своем описании этого механизма как исторического процесса автор исходит из того, что духовное начало в человеке сверхприродное: «Но можно полагать, что человек уникален потому, что он имеет две неотъемлемые друг от друга стороны: природную (телесную) и сверхприродную (духовную)». Так как природа духовного начала человека сегодня наукой не раскрыта, то тезис о сверхприродности (или о природности) духовного начала не может повлиять (и, как мне кажется, не повлиял) на оценку автором исторических событий, вплоть до сегодняшнего дня, поэтому оценка автором этих событий для меня является вполне приемлемой и выводы автора являются интересными и ценными.
Под духовной стороной человека автор подразумевает часть сознание человека отделенную от «квазисознания», «нечеловеческого духа». Т. е. духовность человека это та часть его сознания которая отражает его «человечность», а «квазисознание» это та часть сознания, которая отражает его «нечеловечность». С таким подходом тоже можно согласиться, однако, следует иметь в виду, что «человеческий» и «нечеловеческий» дух коренятся в сознании человека и провести четкую границу между ними человек не в состоянии (достаточно вспомнить костры инквизиции). Эта граница в процессе исторического развития в представлениях человека смещается, а Церковь здесь проявляет крайний консерватизм, что иногда тоже полезно.
В подходах автора к познаваемости духовного в будущем просматривается двойственность. С одной стороны автор считает духовное в человеке сверхприродным, т. е. не наблюдаемым и в будущем не познаваемым, а с другой стороны он предполагает трансформацию телесной стороны человека в его духовную сторону: «Но для человека конец истории значил бы утерю своей природной (в частности, телесной) стороны… Осмыслить это уже вне сил нашего разума. В это можно только верить.» Но такая трансформация хоть частично, но наблюдаемая. Убыль телесности, если она имеет место, доступна наблюдению и ее можно было бы обнаружить.
История человека показывает, что он никогда не откажется от попыток познать природу своего духовного начала. По моему мнению сегодня философия, психология и молекулярная биология вышли на исходные позиции, позволяющие сделать важный шаг в понимании природы духовного начала. Попробую разъяснить свою позицию.
Природа «человеческого» и «нечеловеческого» в человеке это природа его сознания, которое представляет собой взаимодействие не наблюдаемых ощущений. С цель структурирования ощущений американским философом К.И. Льюисом в 1929г. введены термин и понятие «квалиа». В связи с тем, что «квалиа» – «ощущения» не наблюдаемые и их природа не выяснена, то точные научные определения термина «квалиа» средствами языка затруднены и вокруг этих определений ведутся дискуссии.
Проблема определения любого предмета термином состоит в том, что средствами языка термины определяются через другие термины: «автомобиль состоит из колес и мотора». Но непонятно из чего состоят «квалиа» – «ощущения», поэтому философы предприняли попытку структурировать ощущениям в отрыве от вещей: «для ощущения красных вещей в мозге субъекта имеется краснота», при этом «красные вещи» находятся вне организма ощущающего субъекта, а «краснота», как «квалиа» – «ощущения», находится в организме субъекта. Для ощущения различных свойств вещей (красного, длинного, сладкого и пр.) в мозге животных имеются соответствующие «квалии» (краснота, длиннота, сладкота и пр.). Т. е. «квалиа»—это структурные элементы чувственного опыта (ощущения), которые каким то образом существуют в мозге животных и из которых складывается образ предмета при отражении предмета на «квалиях».
Независимо от К.И. Льюиса русским психологом Леонтьвым А.Н. В 1977г. введено в психологию близкое по смыслу понятие «чувственная ткань образа» , которая также как «квалиа» каким то образом существует в мозге животного, не наблюдаемая, и, при отражении на ней предмета, индивид ощущает предмет. В отличие от «квалиа» «чувственная ткань образа» структурирована и состоит из «значения» и «смысла». « Значение» это то, что субъект ощущает, а «смысл» это то, что субъект понимает (ощущает) под ощущаемым «значением». Например, человек, не знающий, что такое мобильник понимает его, как коробочку с окошком и кнопочками, а знающий человек понимает, что это мобильный телефон, хотя оба ощущают одни и те же признаки предмета: форму, цвет, текстуру, вес, размеры (одни и те же «квалии»). Не трудно заметить, что «значение» Леонтьва А.Н. состоит из «квалиа» К.И. Льюиса. Примечательно, что англоязычными философами широко обсуждается «квалиа» и не обсуждается «чувственная ткань образа». (В чем причина?).
В 1953г Уотсоном и Криком описана структура молекулы ДНК, а в 1961г Жакобом и Моно описан молекулярный механизм возникновения в организме кишечной палочки потребности в лактозе, а также молекулярный механизм удовлетворения этой потребности. Потребность кишечной палочки в лактозе возникает при отсутствии в окружающей среде глюкозы и удовлетворяется изменением химической деятельности хромосомы путем создания новых белков по своей генетической памяти. В этой химической деятельности хромосомы прямых признаков чувственного опыта (квалии – ощущения) хромосомы не обнаруживается, однако, видно, что кишечная палочка предпочитает глюкозу другим сахарам и это предпочтение записано в операторах генов хромосомы в виде химического механизма выбора сахара самой лучшей «вкусноты» из числа сахаров, имеющихся в окружающей среде. Этот механизм создан естественным отбором и определяется нужной последовательностью нуклеотидов в операторах генов сахаров, которая, с точки зрения химической структуры молекулы ДНК, может быть любой, но для данной «вкусноты» является определенной. Это означает, что «вкуснота — квалиа» сахара может содержаться в последовательности нуклеотидов оператора генного локуса, а так как «вкуснота» это «квалиа» Льюиса, то оператор это «значение» Леонтьева и, следовательно, структурный ген это «смысл» Леонтьева.
Ген хромосомы существует в двух состояниях активном и пассивном. Активное состояние гена соответствует моменту отражения геном предмета окружающей среды. В этом состоянии предмет (например молекула лактозы) индуктирует присоединение к оператору гена полимеразы, которая считывает (синтезирует) молекулу РНК, при этом полимераза воздействует на нуклеотиды молекулы ДНК, подвергая деформации химические связи атомов из которых состоят нуклеотиды.
Аналогично гену, «квалиа», «значение» и «смысл» могут находиться в активном и пассивном состоянии. Активное состояние «квалии», «значения» и «смысла» также соответствует моменту отражения ими предмета, а, следовательно можно предполагать, что «квалиа» это химические связи между атомами молекулы ДНК, при этом «значение» это химические связи между атомами оператора, а «смысл» это химические связи между атомами структурного гена.
Представленное описание квалиа и чувственной ткани образа позволяет предполагать,что психический процесс совершается в квантовом мире вещества генома живого организма. В случае животного, в том числе и в случае человека, таким геномом может быть геном одного нейрона, расположенного в вершине спинного мозга, под большими полушариями головного мозга.
Если принять изложенные представления, то приходится признать точку зрения автора, что природа духовности человека до конца не познаваемая. Мой геном, как и любая вещь, по Канту является «вещью в себе», но он же является и моим «Я».
Маркевич Б.Н., с.Панфилово, 19 04 2012г.