Трансцендентальное и трансцендентное Канта . (Отзыв на статью Катречко С.Л. «Как возможна метафизика: на пути к научной (трансцендентальной) метафизике». ВФ №3 2012г.)

В основе статьи Катречко лежит идея (приписываемая автором Канту) о том, что «в основании метафизики лежит metaphysica naturalis, которая связана со спекулятивной возможностью человеческого разума ставить и разрешать такие вопросы, которые превосходят возможный опыт и выходят за рамки наличной «физической» ситуации».

В продолжение этой идеи мы можем утверждать, что для обладания такой «спекулятивной возможностью» разум должен иметь в своем распоряжении метафизические вещи, находящиеся в метафизической ситуации, а также иметь возможность манипулировать этими метафизическими вещами для достижения своей цели.

И действительно, далее автор, отмечая метафизичность языка и анализируя отличия свойств «вещи дом» от свойств «слова дом», показывает, что «слово дом» фактически является «метафизическим домом» (метафизической вещью), хотя автор, проявляя осторожность, не отмечает этого факта.

Осторожность автора вызвана, очевидно, тем, что метафизика не наблюдаемая, а «слово дом» доступно постороннему наблюдателю.

Но, во первых, «слово дом», произнесенное в уме про себя, это чистая метафизика и, вместе с тем, оно, произнесенное в слух для другого, это чистая физика, которую другой должен трансформировать в свою метафизику для извлечения из «слова дом» смысла.

А, во вторых, произнесенное «слово дом» это мышечное, живое движение. Велихов и др (1988г) показали, что живое движение зарождается на не наблюдаемой чувственной ткани образа Леонтьева (1977г), состоящей из значения и смысла. Источником наблюдаемого живого движения является белок, который зарождается, как показали Жакоб и Моно (1963г) на примере кишечной палочки, при индукции физической молекулой лактозы реакции транскрипции структурного гена молекулы ДНК, что указывает на молекулу ДНК как на чувственную ткань образа, и на ее генный локус как на метафизическую вещь. Молекула ДНК (геном) является одновременно и наблюдаемой вещью и не наблюдаемым квантовым субстратом, в котором содержатся метафизические вещи (гены), взаимодействующие друг с другом в метафизическом процессе с индукцией не наблюдаемого ощущения.

Таким образом, «слово дом» зарождается на молекуле ДНК при транскрипции ее структурных генов в двух видах: в виде не наблюдаемого, метафизического ощущения (в квантовом мире вещества молекулы ДНК), и в виде наблюдаемой последовательности химических реакций ДНК-РНК-БЕЛОК-МЫШЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, распространяющихся из ядра клетки в ее протоплазму, далее на ее мембрану, далее в нейронную структуру мозга и наконец на мышечную структуру живого организма. В результате этих двух процессов произносимое мною «слово дом» становится доступным моему-Я в виде метафизики, а постороннему наблюдателю в виде физики.

Фактически описанный процесс зарождения и трансформации «слова дом» доступен самонаблюдению так как я произношу «слово дом» после того как во мне возникнет «ощущение дом». В опытах на кошке Павленко и др (2003г) показали, что просьба кошки дать ей пищу зарождается в нейронах голубого пятна мозга кошки за 600 миллисекунд до того как кошка нажмет лапой на рычаг, выражая свою просьбу мышечным движением.

Приведенные соображения позволяют предполагать, что метафизика совершается в геноме одного нейрона-Я путем его взаимодействия через мозг с органами чувств и мышечной структурой организма и через них с внешним миром.

Далее в статье автор анализирует результаты, получаемые «метафизикой-как-наукой» с помощью трансцендентального метода, предложенного Кантом. Идеи Канта обсуждаются философами уже сотни лет и сегодня они представляются уже доступными естествознанию, так как представления о геноме живого организма, как метафизическом субстрате состоящем из взаимодействующих генов-метафизических-вещей, позволяют понять физическую природу априорных форм, трансцендентального и трансцендентного Канта.

По Канту трансцендентальное это субстрат из априорных форм, с которыми рождается человек и которые служат основой для накопления опыта в течении его жизни (научения). Это научение происходит при взаимодействии априорных форм с внешним миром. Именно так молекулярная биология трактует наблюдаемый процесс рождения и развития живого организма, управляемый его геномом (априорными формами). И, если бы этот процесс не сопровождался для человека ощущениями-психикой-метафизикой, то и вопрос бы не стоял. Но молекулярная биология не в состоянии заметить не наблюдаемое ощущение по причине того что оно не поддается наблюдению и используется для взаимодействия с внешним миром только одной клеткой (из многих миллиардов клеток организма), а именно НЕЙРОНОМ-Я, который наукой пока не обнаружен.

Таким образом трансцендентальное (априорные формы)— это геном НЕЙРОНА-Я животного, состоящий из хромосом, структурированных генами, взаимодействующими с окружающим миром и друг с другом через мозг, и ощущающий это взаимодействие (это геном ощущающий).

В своей статье автор отмечает, что «Одним из ключевых для нас выступает тезис о том, что метафизическая способность человека, его metaphysica naturalis, коренится в человеческом языке, по крайней мере, — в языках европейского типа (стандарта SAE по Уорфу), само устройство которых склоняет людей к спекулятивной метафизике.»

Гаряев (1993г) описал лингвистические свойства генетического кода и тем самым показал,что метафизическая способность человека коренится в его геноме, как материальном носителе метафизики.

Вместе с тем, геномом обладают все живые организмы, но языком обладает только человек, что свидетельствует об уникальности генома человека. На первый взгляд, в эволюционном плане, язык человека появляется вдруг. Но в действительности он появляется не на пустом месте. Мышечные движения животных обладают свойством сообщать другим животным сведения о наличии в окружающем мире определенных вещей и о свойствах этих вещей. То есть, мышечные движения животных обладают определенными свойствами слова.

Так, например, чайка, опускаясь за кормом на речную струю тем самым сообщает
другим, наблюдающим за ней животным о том, что видит (ощущает) корм, а это значит, что она с помощью своего генома ощущает значение «вижу» и смысл «корм» и трансформирует ощущение смысла («корм») в живое движение. То есть, чайка присваивает корм (вещь) в три этапа: ощущение значения-ощущение смысла-мышечное движение. Но для того чтобы осуществить первые два этапа на уровне ощущения, чайка уже должна содержать априори в своем геноме «метафизический корм» в виде генного локуса. Без «метафизического корма» увидеть физический корм, а тем более, физически присвоить его невозможно. Таким образом гены в структуре генома это трансцендентальное (это метафизические, априорные вещи Канта), а это значит, что трансцендентальное эволюционирует путем естественного отбора последовательности нуклеотидов в геноме живого организма.

Лингвистические свойства генома определили направлении этой эволюции в сторону возникновения языка (трансцендентного).

Возможность возникновения языка определяется тем, что с одной стороны ощущение смысла предмета индивидом для себя однозначное, а трансформированный в мышечное движение смысл предмета путем его присвоения (для другого — «ощущение значения») многозначный, расплывчатый. Если чайка видит глазом плотву во всем ее цвете, то, хватая ее, своими мышечными движениями она сообщает другим только самую общую категорию вещи «вероятно корм». С другой стороны эволюция генома приводит к тому, что набор метафизических вещей в геноме растет и метафизические связи между ними становятся все более полными. Но, для того,чтобы жить в реальном мире метафизика должна отражать реальные свойства его вещей. Так как вещи внешнего физического мира обладают единством своего строения (из одних и тех же элементарных частиц в разных комбинациях), то и метафизика своими методами должна достигнуть этого единства и в ощущении (единства «смысла вещей»), и в обмене этим единством между индивидами с помощью «мышечных движений». Язык и явился отражением единства метафизических вещей — все слова языка состоят из одних и тех же мышечных движений (звуков, букв) в разной комбинации (разной последовательности).

Сегодня перед естествознанием стоит задача расшифровки текста генома, которая представляется неразрешимой из-за его огромной сложности. Представления о том, что субстратом метафизики является геном, позволяет попытаться использовать результаты, получаемые метафизикой, для расшифровки генома человека. Во всяком случае в геноме кишечной палочки метафизическая лактоза в виде лактозного локуса наукой обнаруживается, в связи с этим есть смысл попытаться найти в геноме человека признаки «особых метафизических/онтологических предикатов (категорий)» и «метафизических целостностей (ср. с «Объемлющим» К. Ясперса)», представленных в обсуждаемой статье.

Маркевич Б.Н. с. Панфилово, июль 2012г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.